О народных инструментах в музыке барокко

Краткие тезисы по следам фестиваля

Весной 2020 года в Санкт-Петербургском музыкальном  лицее «Кикины палаты» состоялся третий  детско-юношеский фестиваль инструментальной барочной музыки «Перекличка птиц». 

Среди  разнообразных мероприятий для народных инструментов, проходящих в нашем городе, этот фестиваль совершенно особенный.  По замыслу его художественного руководителя, известного балалаечника Дениса Пенюгина, каждый участник представляет свободную программу из сочинений композиторов XVII-XVIII веков. Первоначально к  участию  в фестивале привлекались только исполнители на струнных щипковых и деревянных духовых инструментах, затем были допущены и представители других музыкальных специализаций.  

Фестиваль проходит в форме барочных концертов, каждый из которых длится около сорока минут. Так выглядит основная, состязательная часть. Дипломом участника награждается каждый молодой музыкант. Однако те артисты, которые, по мнению компетентного жюри, смогли в своём исполнении  наиболее точно и интересно передать композиторский замысел, следовать духу эпохи и при этом продемонстрировать яркую индивидуальность и своё, личное отношение к музыкальному тексту, награждались званием лауреата,  специальными дипломами и ценными призами. 

Обозревая прошедшие три фестиваля, можно отметить следующее: 

  • Участники и их педагоги чаще всего следуют традиционному для музыкальных школ репертуару. Самые исполняемые композиторы – И.С. Бах, А.Вивальди, Г.Ф. Телеман, Г.Ф. Гендель, Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо.
  • Если флейтисты и гобоисты исполняют оригинальные сочинения, то среди струнников-народников этим могут отличиться только гитаристы, в репертуаре которых есть Робер де Визе, Гаспар Санз, Франческо Корбетта, Чезаре Негри, Адриан Леруа. 
  • Тем не менее,  участников-гитаристов немного, возможно, из-за большого числа  гитарных мероприятий в Петербурге.
  • Наиболее органично в исполнении обработок и переложений музыки XVII- XVIII веков прозвучали гусли и балалайка, в силу имманентных им свойств и целенаправленной работы педагогов, стремящихся к точной передаче барочной стилистики, основанной на выверенной пульсации, артикуляции, акцентировке, фразировке и орнаментике.
  • Внешне виртуозное, яркое исполнение домристов уровня музыкального училища зачастую оставляло жюри равнодушным, если в этом случае страдал стиль исполнения и передача самого содержания.
  • Среди домристов были участники, играющие часть программы на мандолине, которую они изучают, как дополнительный инструмент. Это уместно, так как мандолина инструмент более «барочный» и имеет свой, оригинальный репертуар
  • Несколько молодых исполнителей, участвовавших во всех трёх фестивалях, показали серьёзный рост в своём развитии, что позволяет уже говорить о некой преемственности и начатках своей, петербургской школы барочного исполнительства на народных инструментах.
  • Фестиваль играет в формировании  этой петербургской школы важную роль, ибо, кроме состязательной части, содержит и образовательную составляющую. Это мастер-классы, творческие встречи и концерты членов жюри, большинство из которых является известными исполнителями барочной музыки.

Название фестиваля отсылает нас к известной пьесе Жана-Филиппа Рамо «Перекличка птиц», или «Перекликание птиц». Эта пьеса написана для клавесина соло, но, как оказалось, великолепно звучит и в обработке для дуэта балалайки и альтовой домры, балалайки и гитары, особенно, если эти инструменты в руках таких блестящих мастеров, как Денис Пенюгин и его партнёры и единомышленники. Можно пожелать уникальному фестивалю и его художественному руководителю развития и процветания на ниве высокого искусства.

Руководитель ансамбля АМИГо, 
лауреата фестиваля «Перекличка птиц» 2018, 
член жюри 2019 и 2020 годов
Александр Журавский.